21 апреля 2013 г.

Обзор способов доставки товара из Китая в РФ

В принципе, эта статья будет полезна всем, кому нужно привезти груз из Китая в РФ, но конкретно речь пойдет о доставке автоматического стола для игры в японский маджонг. Груз этот стоит $450, весит 100 кг и поставляется в трех коробках - 90*90*40cm, 90*25*20cm и 50*50*53cm.

В данной статье рассматриваются основные способы доставки, их плюсы и минусы. Я ни в коем случае не претендую на полноту истины в области доставки товаров из Китая. Я всего лишь делюсь теми знаниями, которые удалось накопить, пока я пытался сам доставить свой автоматический стол для маджонга.

(Предоставленные данные актуальны по состоянию на Апрель 2013 года)

"Честная" доставка

Начнём с обзора 100% легальных и "честных" способов доставить товар из Китая, скажем, в Санкт-Петербург. Сначла обсудим самую обычную форму доставки, которую вам предложит производитель автоматического стола, а затем рассмотрим возможные варианты.

Доставка морем (от ~$1055 до ~$1200 за 2 месяца)

Стандартной доставкой является доставка "до порта". Её вам предложит китаец, так как "он обычно так доставляет и все довольны". И она стоит ВСЕГО $250. Да, срок доставки конечно 2 месяца, но ведь дешево! Как бы ни так:
  • Во-первых, вы заплатите за "портовые расходы" около $320. В стоимость оплаты доставки (те самые $250) входит исключительно доставка до порта. В неё не входит даже разгрузка корабля! То есть перенести товар с корабля на берег - доплатите. Перевезти его на склад - доплатите. Вывезти со склада, чтобы его мог осмотреть таможенник, а затем отвезти обратно - доплатите! И так далее.
  • Во-вторых, вы заплатите пошлину в районе от $345 до $425. Пошлина составляет 20% и НДС 18%, т.е. всего вы заплатите 41,6% от стоимости. Стоимости не только стола, но и всех расходов. Если повезет - то от расходов только на доставку "до порта". Если не повезет - то в эту сумму включат и расходы прочие, т.е. те самые $320 выше. Если пошлина окажется меньше, чем 4 евро с каждого кг, превышающего 35кг, то заплатите этот минимум (для стола весом 100кг это $345).
  • В-третьих, вы заплатите ещё от $120 до $180. Это по мелочи - за то, чтобы вам вывезли "очищенный" таможенно стол со склада таможни на улицу( это около $100 - а самим нельзя потому что вы не имеете право входить на территорию склада таможни) и за пропуск на территорию таможни (это $20, но возможно придется оплатить несколько, ибо за один раз не управитесь).
В конце концов, вам придется самостоятельно его растомаживать. Т.е. заполнять декларацию, бегать платить и общаться в разные окошки, доказывать что вы не осёл, что стол вам и правда в личное пользование, и прочее аналогичное. Это ваше время, и, вполне возможно, не один день вашего времени.

И самая главная проблема - ваш груз прибудет на таможню для юр. лиц. Таможню, на которой с вами, физ.лицом, просто не знают, что делать! Идиотизм ситуации, что в том же порту есть соседнее здание - таможня для физ.лиц (на которую попадают грузы людей, которые их привезли, скажем, с собой в трюме пассажирского лайнера). Но ваш груз, даже несмотря на то, что получатель - вы, физ.лицо, попадет на таможню для юр.лиц, потому что прибудет на грузовом корабле, откуда все товары без разбору помещают на таможню для юр.лиц.

Что делать? Законный и "правильный" в данном случае сzxпособ - это "таможенный трансфер". Это услуга доставки товара по территории страны от одной таможни до другой. Он не то чтобы дорого стоит, но оформлять его - геморрой, бумажной возни куча, и так далее. всё как обычно в "сраной рашке". Всё это чтобы стол перенесли на несколько метров. Другой способ - оформлять пропуск на таможню и пытаться там чего-то добиться. Если полны решительности и настойчивости - добьетесь, но неясно, сколько дней потратите. А если груз пролежит на таможнее несколько дней, начнут капать деньги за пользование складом временного хранения (СВХ). Ну вы поняли.

Итого, оптимистичный прогноз - $1055, пессимистичный - $1200 и выше. К этому прибавьте ещё и вашу зарплату за два или больше рабочих дня, которое вы проведете на территории таможни обивая пороги дверей и окошек, и ещё время, которое вы будете разбираться с законодательством, чтобы понять что вообще от вас будет требоваться, и прочее.

Доставка авиа (от ~$1245 до ~$1460 за 14 дней)

Можно доставить самолетом до вашего аэропорта (в СПб - это Пулково). Быстро (от 7 до 14 дней), стоит $900. Самое главное - ваш товар окажется на таможне для физ.лиц, т.е. геморроя, как с таможней в порту, у вас не будет. Товар сможете получить скорее всего за один день (если правильно оформите бумаги). Итого от $1000 (если придется платить пошлину только со стоимости груза) до $1460 (если придется платить пошлину и со стоимости доставки) и стол у вас за 14 дней.

Однако, опять же, гарантий нет. Таможенник может не признать, что товар этот в личное пользование, или не принять ваши бумаги, потому что вы что-то не так оформили, на таможне может быть "завал", или ещё что-то. Что бы не случилось, разбираться в этом вам. А если будете долго растамаживать - начнется пеня за пользование складом временного хранения. Т.е. опять же вы рискуете, хоть и меньше, чем в случае с доставкой по морю.

Доставка через финляндию (не выгодно)

Можно доставить через схему "доставка до финляндии авиа, оттуда или на машине в Питер". Увы, для такого маленького груза это финансово невыгодно, даже самовывозом. Стоить это будет около 1200 евро и это до таможенной пошлины. Быть может я в чём-то не разобрался, в таком случае поправьте меня в комментариях.
 
Итого по "честным" схемам

В принципе, даже если не принимать во внимание огромную стоимость доставки (вы платите почти в три раза больше за доставку, чем за стол), остаётся самая главная проблема: вы полностью находитесь во власти таможенного инспектора и бюрократической машины нашей страны.

В принципе, таможенник не заинтересован в том, чтобы ставить вам "палки в колёса". Наоборот, он заинтересован полностью в соответствии с законом выполнить свою работу (потому что его можно засудить, и ему будет не сладко). Поэтому попасться под злой его умысел можно только, если ему повесили "план" по пошлинам и он тогда всеми силами будет заставлять вас заплатить пошлину даже тогда, когда вы могли бы её не платить. Поскольку в случае со столом для маджонга вы пошлину всё равно платите, этой проблемы нет. Однако, таможенник может например посчитать, что ваши бумаги неубедительны, и вы либо скрываете истинную стоимость стола, либо везете его для бизнеса, а не в личное пользование (ну правда зачем вам домой "оборудование для казино", как этот стол по таможенным бумагам проходит). И спорить с ним будет очень трудно - а часто единственным способом вообще получить ваш товар будет только обращение в суд (и да, если вы по закону правы, вы выиграете суд, но всё таки, вы понимаете, какой это геморрой).

Поэтому, конечно, хочется чтобы доставка была "под ключ" - то есть оплатили и получили товар. Проблема здесь в том, что полностью законопослушными методами это не возможно. Я не проверял информацию, но мне сказали в одной фирме, что по законам РФ запрещено оказывать брокерские услуги физ. лицам. Т.е. за физ. лицо не может компания растамаживать груз - физ. лицо обязано само свой груз растамаживать. Отсюда и возникают огромные ставки вроде $1750 за авиадоставку с растаможкой.

Единственный выход из ситуации - поиск схем, которые формально легальные, но на самом деле являются в той или иной степени жульническими. Они позволяют получить товар "под ключ" и при этом заплатить меньше, чем при самой дешевой честной доставке. О них и напишу позже.

Доставка под ключ по "серой" схеме

Коротко говоря, схема следующая: товар у вашего поставщика в Китае забирает компания, которая растомаживает его как "свой", и далее везет поездом/машиной по России к вам. Формально у вас с перевозчиком не договор на транспортировку, а договор купли-продажи , как бы они вам этот стол продают. В результате вы получаете товар уже растаможенный на складе в вашем городе.

В чем плюсы такой схемы? Они очевидны:
  • Во-первых, вам не нужно растамаживать товар самостоятельно. 
  • Во-вторых, получается значительно дешевле (реальная цифра в районе $750 за ~35 дней). 
  • В-третьих, оплата при получении (или при прибытии товара на территорию РФ, что по сути тоже при получении - просто дальше товар везет транспортная компания по России, которая за него и отвечает).

В чем минус такой схемы? Он всего один, и из него вытекают все остальные:

  • Вы работаете без договора. То есть по сути ни вы им, ни они вам ничего не должны. 

Да, конечно, вы можете оформить фиктивный договор купли-продажи, но он юридически будет всё равно бесполезен. То есть считайте, что работаете без договора. А это значит, что у вас нет никакого легального рычага давления на перевозчика. Как следствие, если перевозчик задержит сроки, неустойки (снижения стоимости минимум на 0.5% в день) вы от него недождетесь. Если перевозчик понесет доп.расходы или захочет получить с вас больше денег, он может просто сказать вам "плати больше или не получишь груз". Конечно, вы можете в ответ сказать ему "заплачу сколько изначально планировалось или ты останешься с убытками и нахрен не нужным тебе грузом". Но в любом случае, ваша позиция уязвимая - ибо вы в случае фейла теряете ваш товар. Кроме того, если чисто теоретически перевозчик зафакапит ваш груз (потеряет его, критически повредит, или ещё что), он вряд-ли вернет вам стоимость груза - ибо здесь уже понятно, что он с вас ничего не получит - ему может быть выгоднее просто сбежать, чем нести финансовые потери (тут вопрос, насколько он дорожит своим именем).

Естественно, перевозчик не заинтересован портить свою репутацию, упускать прибыль, и просто вас кидать - вы могли бы беспокоиться, если бы везли золото в слитках, но стол для маджонга ему нахрен не нужен. Поэтому он, конечно же, заинтересован доставить ваш груз так, чтобы вы захотели за это потом ему заплатить. Ведь сли вы не заплатите, ему всё равно, что вы потеряете груз - ведь он потеряет время и деньги, которые он потратил на его хранение, растаможку и прочее, то есть понесет убытки.

Но всё таки, при наличии возможности, за любые свои огрехи и ваши потери (временные, например, если он задержит доставку) перевозчик постарается проигнорировать и ни копейки вам за это не вернуть, а любые свои доп. расходы (такие как сертификация груза) свалить на вас как "дополнительные затраты не входящие в изначальную ставку". Всё это - "подводные камни" доставки по такой схеме.

Именно на незнании подводных камней я погорел, когда ввозил мой стол. Ожидалось, что стоимость доставки будет в районе $600 (всё включено). А в результате заплатил все $1200. Теперь, зная это, я решил заняться поиском других перевозчиков. Мои рекоммендации касательно того, как договариваться о перевозке, список известных мне перевозчиков и их условия я опубликую в отдельной статье в ближайшее время.

Выводы

К сожалению, не существует на данный момент такого способа доставки товара из Китая в РФ, где вам бы гарантировали сроки (и неустойку при просрочке), ставку (т.е. точно знаете, сколько заплатите) и сохранность груза (т.е. деньги за доставку и стоимость груза возвращаются если груз поврежден). Увы, рискуете вы в любом случае. Но взвесив все за и против, приходится остановиться на последнем способе доставки ("под ключ" по серой схеме) как на наиболее оптимальном по соотношению рисков, цены и временных затрат.

Да, в этом случае вы работаете, фактически, без договора, но хотя-бы ваш перевозчик заинтересован в том, чтобы оказать вам такую услугу, за которую вы ему в итоге заплатите. В случае же с доставкой "до порта" или даже "до аэропорта" услуги перевозчика заканчиваются на попадании товара в пункт назначения, а далее - ваш товар находится в руках людей, которым абсолютно наплевать и на него и на вас - складских грузчиков, таможенных инспекторов и прочих чиновников, и так далее. И если при задержке доставки "под ключ" вы хотя-бы кроме времени ничего не теряете, и просто периодически звоните и спрашиваете "когда же наконец", то при задержке товара на таможне вы будете мало того что без сна и отдыха бегать по различным кабинетам и консультациям, так ещё и платить за склад временного хранения, и нехило, а есть шанс что таможенник вообще завернет ваш товар, потому что не признает, что он в личное пользование, или перевозчик внезапно одумается, когда ваш товар будет уже в порту Германии, и скажет "ой, а вообще то мы с физлицами не работаем, так что либо меняйте получателя на физлицо, либо мы возвращаем груз обратно в Китай, за ваши деньги конечно" (не шучу, такое и правда случается, лично сталкивался с двумя такими случаями).

Заключение

Напомню, что я ни в коем случае не претендую на полноту истины и знаний в области доставки товаров. Я всего лишь делюсь теми знаниями, которые удалось накопить, пока я пытался сам доставить свой автоматический стол для маджонга. Поэтому, если вы найдете в моих словах неточность, ошибки, или вам есть, что дополнить - прошу вас, напишите мне, и я обновлю данный тест. Если уж не я своими усилиями, то совместными усилиями мы с вами сможем создать документ в помощь всем, кто хочет заполучить автоматический стол или ещё что-то из Китая без сумасшедших платежей и головной боли.

3 комментария:

  1. Алексей, отпишитесь, пожалуйста, для уточнения некоторых нюансов? мой почтовый ящик shaddar08@gmail.com

    ОтветитьУдалить
  2. Hello, good article, even through Google Translate.

    I ordered a table from AOTOMO a while back to Canada.

    Cost 500.
    Shipping 200.
    Customs 25. (we had to pay local sales tax, no tariff)
    Logistics 90.

    Plus the extenuating costs of time and final transport, 850 USD for everything.

    ОтветитьУдалить
  3. Yeah, europeans and americans mostly have it easy way when getting goods from abroad, while in our country you're basically screwed if you try to import something... You have to pay ~twice the price while we have to pay ~thrice the price. Plus the amount of chore, paperwork, humiliation by public service workers... Btw, how's your table doing after being used for a while? Anything breaks with time / needs adjustment?

    ОтветитьУдалить